МКДОУ №5 "Журавлик" г.Миньяр

«Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей младшего возраста»

«Если малая педагогика хочет из ребенка поскорее воспитать хорошего ребенка, то большая педагогика надеется, сто из этого ребенка получится хороший взрослый». (Л. Токмаков).

В детском фольклоре большая и малая педагогика выступают в единстве. Г.С. Виноградов, известный исследователь фольклора, заметил, что весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключено педагогическими надобностями народа». С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивает речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.

Родители призваны осознать художественную и педагогическую ценность детского фольклора и активно пользоваться им. Для младенца, только что появившегося на свет, огромное значение имеет звук голоса матери, ее ласковые прикосновения. Давно уде доказано: чем раньше начинаешь говорить с малышом, чем чаще это делаешь, тем быстрее и правильнее начинает говорить он сам. Детский фольклор способствует активному общению с ребенком. Недаром он, созданный в незапамятные времена, живет до сих пор.

Хорошо, если еще до рождения ребенка мать, бабушка, те, кому придется пестовать (нянчить) малыша, выучат и колыбельные песни, и пестушки, и потешки, и детские песенки, и небылицы-перевертыши, чтобы забавлять дитя, чтобы с помощью художественного слова говорить с ним.

Назначение колыбельной песни - убаюкать ребенка, создать комфортную обстановку для спокойного долгого сна. Но не только в этом: колыбельная песня передает младенцу материнское отношение к нему. Она звучит нежно, ласково, успокаивающе. Кажется, что колыбельных песнях найдены и собраны самые красивые, эстетически совершенные образы, выражающие родительскую философию, основой которой является любовь к детям, отношение к ним как «к благу, счастью, смыслу жизни» (исследователь и собиратель фольклора А. Н. Мартынова).

Наша доченька в дому,

Что оладышек в меду…

Ребенок в колыбельных песнях изображается как идеальное существо, которое находится в окружении предметов идеального мира. 

Вокруг ребенка «Живут» и «действуют» котик, лисичка, волчок, гули-гуленьки. Они всегда «приходят» качать маленького, желают ему спокойного сна, счастливого будущего.

Несомненно, и ласковые слова, и нежная, спокойная интонация, и ритмика, имитирующая качание колыбели, делают состояние ребенка психологически комфортным, сохраняют его нервную систему, уберегают от неврозов. Ради здоровья малыша мать обязана знать о функции колыбельных песен и пользоваться ими.

Но если колыбельные народные песни современной матери кажутся устаревшими, она может обратиться к авторским произведениям. Написанные в народных традициях, они имеют тот же смысл и то же назначение.

Спи, мое дитятко малое,

Нежу я детку мою,

Вот колыбель закачался…

Баюшки - баю-баю.

К поэзии пестования, кроме колыбельных песен, относятся пестушки и потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогают малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие дитяти, активизируют межличностное общение. Исполняя пестушки, потешки, детские песенки, мать сопровождает их движениями рук, делая массаж ребенку, стимулируя его активность, вызывая эмоциональные реакции.

Пестушки и потешки исполняются при пробуждении, умывании, одевании, кормлении ребенка. Они такие короткие и легкие для заучивания наизусть, что всегда могут быть у матери в запасе. Можно выучить не только народные, но и авторские тексты.

14 октября 2013 в 17:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.